Когда делают лазерную коррекцию зрения

Лазерная коррекция зрения – это современный, минимально инвазивный метод лечения, который позволяет большинству пациентов отказаться от очков и контактных линз. Однако, как и любое медицинское вмешательство, лазерная коррекция имеет свои ограничения и требования, включая возрастные. В среднем, операция показана людям с 18 до 45 лет. Но есть ряд тонкостей. Рассказываем о них подробно.

Со скольки лет можно делать лазерную коррекцию зрения

Операции по восстановлению зрения лазером делают людям старше 18 лет. Это правило возникло потому, что у детей и подростков рефракция, то есть способность глаза сфокусировать свет на сетчатке, может меняться. Это связано с изменением формы и ростом глазного яблока. Проведение операции на нестабильном глазе может привести к неэффективности лечения или даже ухудшению зрения.

Ребенок в очках

Кроме того, если лазерную коррекцию сделать ребенку или подростку, а потом рефракция снова изменится, пациенту потребуется повторное лечение. Ну и еще важно, что до 18 лет все системы организма, включая иммунную, активно развиваются, и есть риск развития осложнений после операции.

Что предлагают детям вместо операции

Делать лазерную коррекцию зрения до 18 лет не стоит. Но оставлять глаза детей и подростков без внимания, конечно, нельзя. Пациентам до 18 лет офтальмологи выписывают очки и контактные линзы. Они помогают глазу правильно фокусировать свет на сетчатке и улучшают зрение. Однако эти методы не лечат проблему, а лишь корректируют ее.

Еще один метод – и он довольно эффективный в детском возрасте – это гимнастика для глаз. Ее нужно делать регулярно.

Кроме того, для лечения нарушений зрения у детей используют и достижения фармакологии – например, витамины, БАДы или специальные капли для глаз, которые помогают замедлить прогрессирование миопии.

При проверке зрения детям и подросткам в клинике «Счастливый взгляд»:

• проверяют оптические параметры глаза,
  • осматривают глазное дно,
  • проводят биомикроскопическое исследование,
  • определяют объем движения глаз и конвергенции.

Исключения из правил

Они есть всегда. И порой лазерную коррекцию зрения проводят даже тем, кому 18 еще не исполнилось. Причины бывают разные.

Во-первых, развитие организма – процесс индивидуальный. Некоторые подростки продолжают активно расти и после 18 лет. В таком случае офтальмологи обычно рекомендуют отложить операцию по лазерной коррекции зрения до окончания роста. А бывает и наоборот: 18-ти еще не исполнилось, а организм уже полностью сформирован, и можно безбоязненно оперироваться. Чаще всего рефракция становится стабильной к 17-18 годам, но чтобы принять правильное решение, стоит записаться на консультацию к офтальмологу. Он проведет осмотр и тесты и точно скажет: с какого возраста можно делать лазерную коррекцию зрения.

Прием детского офтальмолога

Вторая причина, по которой операцию делают раньше совершеннолетия – это сильные нарушения зрения. Слишком сильные, чтобы ребенку было комфортно взрослеть с ними. Так, например, при дальнозоркости и астигматизме, особенно, если разница между зрением глаз велика или развивается амблиопия (ленивый глаз), врач может предложить лазерную коррекцию. Важное условие ее проведения – стабильность зрения ребенка. Оно не должно меняться в течение как минимум 2-3 лет. Если близорукость или дальнозоркость прогрессируют, операцию делать нельзя.

В каком возрасте лучше всего делать лазерную коррекцию зрения

Технически эту операцию можно сделать в любом возрасте. Но оптимальный возраст для лазерной коррекции зрения – это от 25 до 45 лет. В этом возрастном диапазоне зрение обычно уже полностью стабилизировалось, а риск развития возрастных заболеваний глаз, таких как катаракта или глаукома, еще минимален.

Консультация врача-офтальмолога

Кроме того, в этом возрасте организм хорошо восстанавливается после операций, а лазерная коррекция – хоть и минимальное, но всё же оперативное вмешательство. А это значит, что риск развития осложнения после операции – минимален.

Какие есть ограничения

Их немного. Нельзя делать лазерную коррекцию зрения беременным и кормящим женщинам, запрещены операции людям с декомпенсированным сахарными диабетом и онкологическими заболеваниями не в период ремиссии. Конечно, следует отложить лазерную коррекцию зрения, если вы схватили вирусную инфекцию. Но это все временные противопоказания.

Абсолютное противопоказание только одно – кератонус глаз. Тем, у кого он есть, исправить зрение лазером невозможно.

Как выбрать оптимальный метод коррекции

Выбор способа лазерной коррекции зависит не от возраста пациента, а от его состояния зрения и глаз. В крупных современных клиниках, как правило, есть выбор, чтобы подобрать оптимальный метод при любом раскладе. Так, в клинике «Счастливый взгляд» фоторефракционную кератоэктомию (ФРК) проводят, чтобы исправить близорукость в пределах 3 диоптрий. А методом FEMTO LASIK корректируют миопию от -0.25 до -12 диоптрий, дальнозоркость от +0.5 до +4 диоптрий и астигматизм от- 5 до +5 диоптрий.

Самый же современный из ныне существующих способов лазерной коррекции зрения – RELEX SMILE. Он подходит тем, у кого миопия до 10 диоптрий или астигматизм до - 5 диоптрий. Этот метод отличается тем, что хирургическое воздействие при нем – минимальное, а период восстановления значительно короче, чем при использовании других методов.

До скольки лет делают лазерную коррекцию зрения

Считается, что после 45 лет лазерную коррекцию зрения делать не стоит. Прежде всего, потому что организм уже хуже восстанавливается и риск развития постоперационных осложнений выше.

Кроме того, в этом возрасте увеличивается риск развития старческой дальнозоркости (пресбиопии). Это состояние характеризуется ухудшением близкого зрения и требует отдельного подхода к коррекции. Ну и после 45 лет чаще развиваются другие офтальмологические заболевания, такие как, например, катаракта и глаукома. Они могут быть противопоказаниями к лазерной коррекции.

Исключения из правил

Люди индивидуальны. В целом, если человек здоров и противопоказаний нет, то лазерную коррекцию зрения можно делать и после 45 лет. Технически возможно все. Даже больше: при сильной дальнозоркости лазерная коррекция зрения показана, иначе человеку придется носить очки с очень толстыми стеклами. А вот при небольшой близорукости спешить на операцию не стоит – возрастная пресбиопия может быть ею скомпенсирована.

Все зависит от индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья и рекомендаций врача.

Период восстановления после операции

Успешное восстановление после лазерной коррекции зрения – это результат совместных усилий пациента и врача. Чтобы гарантированно избежать развития осложнений, важно соблюдать все рекомендации врача. Если операцию делали методом ФРК, SUPER LASIK или FEMTO LASIK, то первые несколько недель следует избегать интенсивных физических нагрузок, включая спорт и тяжелый физический труд.

Помимо этого, важно защищать глаза от прямых солнечных лучей, пыли и других раздражителей. В первые дни после операции рекомендуется носить солнцезащитные очки и избегать контакта глаз с водой. И, конечно, необходимо капать в глаза назначенные капли и не пропускать прием рекомендованных врачом препаратов.

После операции методом RELEX SMILE ограничений значительно меньше и они длятся считанные дни. К обычной жизни после этого способа лазерной коррекции зрения можно возвращаться уже на следующий день.